Работу электрооборудования машины обеспечивает генератор – преобразователь в электричество энергии вращения коленного вала двигателя. В чем заключается работа генератора автомобиля – в обеспечении бесперебойного функционирования всех электросистем машины и восстановлении заряда аккумуляторной батареи.
Что называют генератором
Агрегат, преобразующий в электричество энергию вращения вала двигателя, называют электрогенератором. Так как механизм связан с коленчатым валом, его располагают в передней части двигателя.
Первоначально для машин применяли генераторные узлы постоянного тока, но появление диодных выпрямителей позволило заменить их на источники переменного тока – более надежные, легкие, мощные и стабильные.
Конструкционно различают два вида современных агрегатов, производящих переменный ток: традиционный и компактный.
При одинаковых функциях виды генераторов автомобиля различаются:
- габаритными размерами;
- компоновкой вентиляторов;
- устройством приводного шкива;
- комплектацией выпрямительного узла.
Интересно! Первые генераторы переменного тока появились в 1946 году в США и предназначались для военных машин.
Чтобы соответствовать своему назначению, генератор должен отвечать ряду требований.
Требования к генераторному устройству
При работающем двигателе агрегат обеспечивает работу электросети машины и восполняет потери аккумуляторного блока, в чем и заключается работа генератора автомобиля, поэтому:
- независимо от режима эксплуатации машины необходимы такие выходные параметры генераторного устройства, чтобы не допустить прогрессивного разряда аккумулятора;
- при работающем двигателе нормальное напряжение в электросети машины должно быть стабильным.
Требование к напряжению связано с чувствительностью к нему аккумулятора:
- при заниженных значениях напряжения в автомобильной сети батарея не полностью заряжается – могут возникнуть сложности с запуском двигателя;
- при завышенном напряжении аккумулятор перезаряжается, что сокращает срок его службы.
Интересно! В гибридных бензино-электрических машинах применяется стартер-генератор – агрегат осуществляет функцию стартера.
Ведущие производители
В ТОП-5 производителей автомобильных генераторов входят Bosch, Butec, Cav, Delphi и Ford.
Из бюджетных хорошо зарекомендовали себя СтартВольт, Прамо и АТЭ.
Схема генераторного устройства автомобиля

Принципиальная электросхема:
- Аккумулятор.
- Выход «+».
- Зажигание.
- Индикатор исправности.
- Конденсато, подавляющий всплески напряжения.
- Три положительных диода.
- Три отрицательных диода.
- «Масса».
- Диоды ротора.
- Обмотки статора (три фазы).
- Питание ротора.
- Ротор (обмотка возбуждения).
- Регулятор напряжения.
Интересно! Переменный ток, вырабатываемый синхронным трехфазным генератором, преобразуется шестью диодами выпрямительного щита и как постоянный поступает в электросеть автомобиля.
Устройство генераторной установки
Конструктивно устройство генераторного узла автомобиля для всех машин одинаково. Различия могут состоять в габаритах, расположении сочлененных деталей или в качестве изготовления.

Генераторный узел состоит из нескольких частей:
- Шкив, передающий через приводной ремень вращение двигателя на вал генератора.
- Крышки корпуса – передняя (сторона шкива) и задняя (сторона контактных колец).
- Ротор представляет собой стальной вал с двумя втулками, между которыми расположена обмотка с выводами и контактными кольцами.
- Статор выполняется как труба, набранная из стальных листов.
- По три диода в положительном и отрицательном теплоотводах.
- Регулятор напряжения, обеспечивает стабильную работу автомобильной сети при колебаниях электрической нагрузки, изменении частоты вращения ротора и перепадах температуры окружающей среды.
- Щеточный узел – пластиковая основа с установленными подпружиненными щетками.
- Защитная крышка –закрывает диодный модуль.
Интересно! Чем больше величина передаточного отношения (отношение диаметров шкива коленчатого вала к шкиву генератора), тем больше тока генераторный узел отдает в автосеть.
Контакты для связи
Отправить заявку
Оставьте заявку на ремонт автомобиля, и мы свяжемся с вами в кратчайшее время
Принцип работы
Пусковой ток стартера варьируется от 100 до 500 А и разряжает аккумуляторную батарею. Сразу после запуска двигателя автомобиля электрообеспечение (зарядка аккумулятора и работа автосети) переходит к генератору – вот для чего он нужен.
После подзарядки аккумуляторной батареи, разность напряжений ее и генератора становится незначительной и зарядовый ток уменьшается.
Сколько вольт выдает генератор автомобиля:
- под нагрузкой до 14 В;
- на аккумулятор 14,5 – 14,8 В.
Завышение показателей указывает на неисправность реле-регулятора.
Основные параметры
Базовые характеристики генератора указываются изготовителем на щитке устройства. К ним относятся:
- номинальный ток (максимальный ток отдачи генератора автомобиля), А;
- номинальное напряжение 14 (или 28), В;
- тип, марка.
Показательные данные генератора автомобиля
Характеристика | Что отражает |
Токоскоростная характеристика (ТСХ) | Показывает зависимость того, сколько тока выдает генератор автомобиля в сеть, от частоты вращения ротора при постоянном напряжении на выходе. |
Частота самовозбуждения | При работе с аккумулятором генератор должен самовозбуждаться при частоте вращения двигателя меньшей величины холостого хода. |
КПД устройства | Мощность, которую генераторный блок способен получить от двигателя. |
Выходное напряжение при изменении частоты вращения, величины нагрузки и температуры | В инструкциях указывают, сколько генератор выдает вольт при частоте вращения 6000 мин-1 и нагрузке в 5 А. |
Возможные неисправности
Автомобильный генератор относится к устройствам высокой надежности. Возможные причины его неработоспособности делятся, по источнику неполадки, на две группы.
Механические
Причина неисправностей, относящихся к этой группе – механический износ в результате эксплуатации. Механические неисправности выявляются быстро, так как сопровождаются стуком или иным шумом.
Для устранения неисправности изношенные детали заменяют рабочими.
Детали генератора, износ которых приводит к механическим неисправностям:
- шкив;
- подшипник качения;
- меднографитные щетки;
- приводной ремень.
Электрические
Неполадки, связанные с этой группой, возникают чаще, чем механические и, не имея внешних признаков, негативно влияют на работу всего электрооборудования автомобиля и особенно, аккумулятора.
Как пример: при отказе регулятора напряжения происходит постоянный перезаряд батареи, что определяется только в результате замеров тока генератора.
К электрическим неисправностям относятся:
- замыкание обмотки ротора или статора;
- пробой выпрямителя;
- отказ регулятора напряжения и другое.
Неисправности этой группы устраняются заменой детали на рабочую. При пробое обмотки ее можно перемотать.
Не рекомендуется:
- проверять работоспособность устройства путем короткого замыкания, «на искру»;
- допускать работу без нагрузки;
- проводить кузовные работы не отключив провода генератора и аккумулятора;
- использовать устройство с отключенным или неработающим аккумулятором.
Генератор обеспечивает надежную работу всего электрооборудования автомобиля. Его мощность и исправность влияют на надежность машины и являются одним из факторов безопасности на дороге.