Для большинства автолюбителей, летний период – пик использования автомобиля. К традиционным маршрутам добавляются поездки на дачи, пикники, за грибами и ягодами. Условия эксплуатации, менее жесткие в сравнении с зимой, успокаивают и расслабляют водителей. Машины начинают ездить быстрее. Июнь, июль, август – неизменные, печальные лидеры по числу погибших и раненных в ДТП. Основная предпосылка к возникновению трагедий – ненадлежащее техническое состояние авто. Дорога не принимает объяснений: «Не успел, не подумал, позабыл». Встречать летний сезона надо с такой же ответственностью, как мороз и холода. Чтобы подготовить автомобиль к лету следует провести несложный комплекс работ.
Мойка автомобиля

Первым и очень важным шагом является «капитальная» мойка автомобиля. От соли и грязи очищается кузов, подкапотное пространство, пороги, днище и диски колес. На машинах, выкрашенных в светлые тона становится заметен сальный налет. Для его удаления используют жирорастворяющие вещества. Элементы покрытия, наиболее пострадавшие от зимней грязи и химреагентов, подготавливают к покраске.
Шины

Государство не предъявляет требований к оснащению техники в летний период. Нормативно регулируется только одна норма.
Пункт 5.5 Регламента Таможенного Союза. (Документ ТРТС 018:2011 «О безопасности колесных транспортных средств) не разрешает использовать технику на колесах с шипами противоскольжения в летние месяцы (июнь, июль, август).
За данное нарушение ГИБДД наложит в 500 рублей сославшись на ч.1 ст.12.5 КоАП РФ.
Неопытные автолюбители наслаждаются лояльностью Закона и продолжают ездить на зимней резине в теплый сезон. Создается видимость рационального подхода к обслуживанию машины:
- Не надо приобретать дополнительный комплект автошин. Уменьшаются финансовые издержки;
- Отпадает необходимость тратить время на посещение шиномонтажа.
Водители со стажем про таких говорят: «Перехитрил всех, но само больше, самого себя».
Им известны все издержки иллюзорной экономии:
- При производстве зимних покрышек используется более эластичная субстанция. С повышением температуры воздуха структура колеса становится мягче. Частицы резины более плотно прилегают к дорожному покрытию и стираются. Асфальт «ест» зимнюю резину. При активной эксплуатации техники, за теплые месяцы, протектор покрышки уменьшается сверх допустимых пределов.
- Плотное сцепление с поверхностью увеличивает расход топлива на преодоление силы трения.
- Зимние и летние шины изготавливают для выполнения противоположных задач. Конструктивно предусмотрен разный подход к «пятну контакта». Ламели (надрезы) зимних шин проектируют для максимального увеличения контакта протекторного блока с покрытием. Зимний «плюс» переходит летом в «минус». При попадании колеса в лужу появляется эффект «аквопланирования». Машина на скорости выталкивается из воды и водитель теряет управление. Летняя резина покрыта гидроэвкуационными бороздами. Вода под колесами не влияет на безопасность движения.
- Увеличивается длина тормозного пути. Финский аналог российского «За рулем», журнал Tekniikan Maailma (“Мир Техники”) в июле 2019 года провел исследование. Автомобиль на летней резине сбросил скорость с 80 до 5 км/ч, проехав 28,9 м. Для водителя, который поленился подготовить машину к лету, и проходил тест на «зимней» тормозной путь составил 43 метра. Разница в 3 корпуса машины!
Для некоторых водителей основание для отказа от «переобувания» является надпись на покрышке AllSeasons (AS) – все сезоны, AnyWeather – любая погода, AllWeather – все погоды и M+S (mud + snow) – грязь + снег. Так маркируют всесезонную резину. Применяя английский язык, такие универсальные колеса можно бы было обозначать как NFNM (not fish not meat) – ни рыба ни мясо. Они усреднено справляются со своими функциями в диапазоне температур -10°C – +10°C. За рамками этих значений – проявляют все недостатки, характерные для «несезонной» резины. Выход из положения – регулярная замена шин на продукцию, соответствующую конкретному сезону.
После переустановки шин, рекомендуется проверить развал схождение колес, а также проверить сцепление.
Подготовить к дальней дороге автомобиль без установки сезонных шин – элемент безрассудства, характерный для водителей с мизерным опытом вождения.
Тормозная система

В ходе «переобувания на шиномонтаже» проверяют в каком состоянии находится тормозная система. Визуально определяется состояние тормозных дисков и колодок. Если толщина фрикционного слоя (рабочей поверхности) менее 5 мм. – деталь подлежит замене.
На наличие подтеканий осматриваются тормозные шланги, бачки. Проверяется уровень тормозной жидкости.
Аккумулятор

Главная опасность для аккумуляторной батареи в летний период – выкипание. Проблема может возникнуть из-за неисправности генератора, выдающего большее напряжение или ненадлежащего состоянии АКБ.
Чтобы подготовить автомобиль к лету следует измерить характеристики батареи.
Напряжение не должно быть ниже 12,6В. Величина 12,3В говорит о том, что аккумулятор наполовину разряжен.
Плотность электролита должна находиться в пределах 1,27 – 1,28 г/см. Отклонение величины в большую или меньшую стороны нарушает процесс нормальной работы источника электричества в машине, ускоряет его выход из строя.
Двигатель

Периодичность замены моторного масла, основной фактор, влияющий на срок службы двигателя. Через каждые 10 000 км. пробега рекомендуется заменить масло и расходники: масляные и воздушные фильтры.
На заметку:
Потребность замены воздушного фильтра определяется визуально. Если машина эксплуатируется в непыльных условиях, процедура замены может быть отложена до достижения пробега 25-30 тыс. км.
Жители регионов с суровой зимой, на холодный период, заливают в двигатель масла марок 0W-20 или 0W-30. После того, как среднесуточная температура устойчиво приблизится к 0°C его заменяют на универсальные 5W-30 и 5W-40. В жарких регионах подойдут масла 10w40, 15w30 или 20w40.
Подготавливая машину к лету, производят визуальную проверку свечей двигателя. Зажигание подведет в неподходящий момент, если на деталях будут обнаружены трещины, следы оплавления и налеты различных цветов.
Система охлаждения

Зимний период не подвергает систему охлаждения серьезным испытаниям. Из-за небольшой нагрузки с задачами справляются даже высокотемпературные термостаты.
Опасность представляет смесь химических реагентов, соли, мелких камушков и песка. Активный «коктейль» способен растворить тонкие соты радиатора. Процесс охлаждения жидкости будет нарушен. Не справится со своей функцией радиатор, с забитыми грязью сотами. Очистка производится струей воды под давлением.
На заметку:
Используя минимойки типа Karcher, не следует устанавливать максимальное выходное давление. Струя воды способна погнуть лепестки сот. Длительная по времени мойка, под умеренным напором воды – лучший вариант. В районах, где в большом количестве растут тополя, целесообразно повторить чистку после их цветения.
Профилактика системы охлаждения к летнему сезону включает в себя очистку маслорадиатора двигателя и АКПП.
Визуально проверяется состояние охлаждающей жидкости. В ходе эксплуатации РН щелочности снижается и приближается к нейтральным показателям. Такая жидкость вступает в химическую реакцию с металлическими деталями и окисляет их. Чтобы «не проспать момент» следует обратить внимание на внешние проявления:
- образование налета на стенках расширительного бачка и крышке радиатора;
- появление в бачке пены и эмульсии;
- изменение цвета охлаждающей жидкости;
- увеличение частоты срабатывания вентилятора системы охлаждения.
При необходимости, количество ОЖ доливается до установленного уровня.
Кондиционер

Комфортная езда в автомобиле летом невозможна при плохой работе кондиционера и системы климат-контроля.
После отдыха во время «зимних каникул», КПД кондиционера становится ниже. Давление в системе кондиционирования уменьшается из-за перепада температур. Резиновые прокладки от холода «дубеют» и не обеспечивают герметичность в местах соединений. Для подводящих трубок представляет опасность контакт с химреагентами и последующая коррозия. Появление маслянистых выделений на соединительных трубках – верный признак наличия микротрещин и вытекания фреона.
Для определения места утечки хладона применяют течеискатели.
На заметку:
Встречается рекомендация смешать фреон и жидкостью, дающей свечение в УФ свете. После перезаправки системы, утечку можно обнаружить с помощью ультрафиолетовой лампы. Совет «на любителя». При его реализации приходится заправлять систему хладоном минимум 2 раза.
Не стоит устранять проблему своими руками. Лучший выход – СТО.
Сигналом для проведения профилактики является неприятный запах в салоне после включения охлаждающей системы. Причина состоит в загрязнении салонного фильтра. Агрегат не обладает функцией самоочищения. Дискомфорт устраняется путем установки фильтра или замены фильтрующего картриджа.
Заключение
Каждый автолюбитель самостоятельно принимает решение как подготовить правильно личное авто к лету. На объем работ влияют условия эксплуатация, климат, год выпуска автомашины. Выполнение изложенных рекомендаций поможет продлить жизнь машины и сделает путешествия безопасными и приятными.